Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Меры наказания и поощрения в современной семье

Дата: 13 июня 2023 в 15:48

Цель актуализировать знания родителей о культуре поощрения и наказания детей в семье.

Задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания детей в семье;
  • формирование у родителей грамотного отношения к применению методов поощрения и наказания ребёнка;
  • побуждение родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.

Отсутствие мотивации к обучению - 10 ошибок родителей.

Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. Есть специалисты, убежденные в том, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.

Поощрение и наказание – простейшие из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка. Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя логичнее было бы использовать мотив «зачем». Вполне закономерно, что родители стремятся к конкретному результату, прикладывают определенные усилия, следуя намеченным путем.

Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям – только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат противоречащие и взаимоисключающие друг друга подходы в воспитании, которые отрицательно сказывается на психологическом развитии ребенка.

Таким образом, данная тема является актуальной, т. к. затрагивает основную цель: рассмотреть стимулирования поощрения и наказания и использование их в воспитании детей.

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о таких методах воспитания как поощрение и наказание. И начнем это собрание с поучительной истории.

Проучить раз и навсегда, или Родительский гнев.

Эта история — дословный рассказ матери о родительском гневе.

«Это было давно, моему сыну тогда было лет пять. Я, помню, болела, лежала в кровати, а он попросился погулять. Вообще наш двор не очень опасный, к тому же у нас с ним было твердо условлено: гулять только в районе детских площадок (у нас их две с каждой стороны дома). Мы договорились, что он вернется во столько-то, спросив время у прохожих. Назначенный час прошел, затем еще час и еще около часа. Я начала ужасно волноваться, наконец, вскочила с кровати и бросилась его искать. Обегала все площадки, другие возможные и невозможные места — его нигде не было. Забегала домой: не пришел ли, снова бежала искать.

Главное, что такое случилось в первый раз, он, в общем-то, мальчик был послушный.

Когда он, наконец, нашелся, я была «на пределе» и решила его проучить «раз и навсегда». Придя с ним домой, я зловещим голосом (у меня внутри все дрожало) сказала: «То, что ты сделал, ни в какие рамки не лезет, и я должна тебя наказать! Выбирай: или я тебя выдеру ремнем, — или неделю не буду читать книжку на ночь!» Сын задумался, спрашивает:

«А если ремень, то книжечка будет?» «Будет», — мрачно говорю я. «Тогда лучше ремень!» — сказал он.

Я ему велела спустить штаны, нашла в шкафу ремень. «Как мне встать?» — спрашивает он. Тут мне как-то стало не по себе (а началось неловкое чувство, когда он с серьезным и задумчивым видом выбрал книжку). Но мысль о том, что надо доводить наказание до конца, заставила меня хлестнуть его ремнем несколько раз. Сразу после этого мне стало очень стыдно. Было чувство, что я унизила маленького человека, который, кстати, в этой истории держался более достойно, чем я со своим «гневом». Да и был ли гнев? Сначала — смертельное волнение, а потом, когда он нашелся, все отлегло и возникло соображение «надо наказать!». Если бы я ему сразу рассказала, как волновалась, думаю, он понял бы все не хуже, и не было бы этого оскорбительного случая. Я уж больше никогда его не била, а когда узнала о «Я-сообщении», то поняла, как выходить из подобных положений».

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей: каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Виды и формы поощрения и наказания

Поощрения и наказания — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем, целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку выделяются следующие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;

б) традиционные поощрения и наказания;

в) поощрения и наказания в форме экспромта.

Классификация видов и форм поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих воспитательных средств.

Рассмотрим основные меры поощрения в воспитании детей.

۞     Поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье.

۞     Предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это не редко связывается с присвоением различных почетных званий. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных детей в семье. Важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения семьи, было в значительной мере функцией семьи.

۞     Присуждение почетного места в соревновании одна из наиболее распространенных мер поощрения. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно часто используются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитании.

А теперь рассмотрим понятие «наказание».

Для того чтобы лучше понять, что же такое «наказание» обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля: «Наказывать, наказать кого чемъ (наказую); подвергать кого наказанью, налагать взысканье, карать, взыскивать за вину. Наказал меня Господь горемъ! Ненаказанный сынъ – безчестие отцу». То есть здесь слово «ненаказанный» означает «невоспитанный», из этого можно сделать вывод о том, что понятия «воспитывать» и «наказывать» взаимосвязаны и неразделимы.

Цель актуализировать знания родителей о культуре поощрения и наказания детей в семье.

Задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания детей в семье;
  • формирование у родителей грамотного отношения к применению методов поощрения и наказания ребёнка;
  • побуждение родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.

Отсутствие мотивации к обучению - 10 ошибок родителей.

Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. Есть специалисты, убежденные в том, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.

Поощрение и наказание – простейшие из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка. Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя логичнее было бы использовать мотив «зачем». Вполне закономерно, что родители стремятся к конкретному результату, прикладывают определенные усилия, следуя намеченным путем.

Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям – только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат противоречащие и взаимоисключающие друг друга подходы в воспитании, которые отрицательно сказывается на психологическом развитии ребенка.

Таким образом, данная тема является актуальной, т. к. затрагивает основную цель: рассмотреть стимулирования поощрения и наказания и использование их в воспитании детей.

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о таких методах воспитания как поощрение и наказание. И начнем это собрание с поучительной истории.

Проучить раз и навсегда, или Родительский гнев.

Эта история — дословный рассказ матери о родительском гневе.

«Это было давно, моему сыну тогда было лет пять. Я, помню, болела, лежала в кровати, а он попросился погулять. Вообще наш двор не очень опасный, к тому же у нас с ним было твердо условлено: гулять только в районе детских площадок (у нас их две с каждой стороны дома). Мы договорились, что он вернется во столько-то, спросив время у прохожих. Назначенный час прошел, затем еще час и еще около часа. Я начала ужасно волноваться, наконец, вскочила с кровати и бросилась его искать. Обегала все площадки, другие возможные и невозможные места — его нигде не было. Забегала домой: не пришел ли, снова бежала искать.

Главное, что такое случилось в первый раз, он, в общем-то, мальчик был послушный.

Когда он, наконец, нашелся, я была «на пределе» и решила его проучить «раз и навсегда». Придя с ним домой, я зловещим голосом (у меня внутри все дрожало) сказала: «То, что ты сделал, ни в какие рамки не лезет, и я должна тебя наказать! Выбирай: или я тебя выдеру ремнем, — или неделю не буду читать книжку на ночь!» Сын задумался, спрашивает:

«А если ремень, то книжечка будет?» «Будет», — мрачно говорю я. «Тогда лучше ремень!» — сказал он.

Я ему велела спустить штаны, нашла в шкафу ремень. «Как мне встать?» — спрашивает он. Тут мне как-то стало не по себе (а началось неловкое чувство, когда он с серьезным и задумчивым видом выбрал книжку). Но мысль о том, что надо доводить наказание до конца, заставила меня хлестнуть его ремнем несколько раз. Сразу после этого мне стало очень стыдно. Было чувство, что я унизила маленького человека, который, кстати, в этой истории держался более достойно, чем я со своим «гневом». Да и был ли гнев? Сначала — смертельное волнение, а потом, когда он нашелся, все отлегло и возникло соображение «надо наказать!». Если бы я ему сразу рассказала, как волновалась, думаю, он понял бы все не хуже, и не было бы этого оскорбительного случая. Я уж больше никогда его не била, а когда узнала о «Я-сообщении», то поняла, как выходить из подобных положений».

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей: каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Виды и формы поощрения и наказания

Поощрения и наказания — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем, целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку выделяются следующие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;

б) традиционные поощрения и наказания;

в) поощрения и наказания в форме экспромта.

Классификация видов и форм поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих воспитательных средств.

Рассмотрим основные меры поощрения в воспитании детей.

۞     Поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье.

۞     Предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это не редко связывается с присвоением различных почетных званий. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных детей в семье. Важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения семьи, было в значительной мере функцией семьи.

۞     Присуждение почетного места в соревновании одна из наиболее распространенных мер поощрения. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно часто используются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитании.

А теперь рассмотрим понятие «наказание».

Для того чтобы лучше понять, что же такое «наказание» обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля: «Наказывать, наказать кого чемъ (наказую); подвергать кого наказанью, налагать взысканье, карать, взыскивать за вину. Наказал меня Господь горемъ! Ненаказанный сынъ – безчестие отцу». То есть здесь слово «ненаказанный» означает «невоспитанный», из этого можно сделать вывод о том, что понятия «воспитывать» и «наказывать» взаимосвязаны и неразделимы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.