Особенности перехода учащихся в 5 класс.
С какими трудностями можно столкнуться?
1 группа трудностей:
Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме.
При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.
Давайте подумаем: «Как родитель может помочь ребенку привыкнуть к изменившимся условиям?»
Действительно:
- В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.
Дом должен быть островком спокойствия, в котором ребенок может отдохнуть от изменяющихся школьных условий.
- Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.
- Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Следующая группа трудностей: Изменение требований.
Усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае?
Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые сначала так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей.
Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Но как же нам помочь ребенку привыкнуть к этим требованиям?
Сделаем вывод:
- На первых порах необходимо помогать ребенку в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
- Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
- Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
- Приучайте его к самостоятельности постепенно.
Следующая группа трудностей связана с первой, но открывает нам ситуацию с другой стороны «отсутствие системного контроля»:
Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся.
Что нам нужно сделать, чтобы не потерять своего ребенка среди остальных? Чем мы можем ему помочь?
- Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
- Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
- Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка
- Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию.
И последняя группа проблем, которую мы выделили, заключается в снижении интереса ребят к учебе. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Многие родители переживают, что их дети много времени проводят с друзьями и, как им кажется, забывают учебу. На самом деле это абсолютно нормально, так как в подростковом возрасте, в который вступают наши дети, для них важно отношение друзей, важен статус, который они занимают в группе сверстников. Им необходимо знать и чувствовать, что у них есть друзья, и они не будут одиноки вдали от семьи. Помимо этого снижение успеваемости при переходе в 5 класс является нормальным явлением в связи с вышеперечисленными причинами. Поэтому, здесь важно следующее:
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка
- Важно показать ребенку, что вам можно доверять и, что вы готовы выслушать и помочь ему справиться с возникающими трудностями. Здесь важно понимать, какие слова помогут поддержать ребенка, а какие покажут только ваше разочарование (на слайде, без озвучивания):
Итак, мы с вами выяснили, с какими трудностями могут встретиться будущие пятиклассники и как с ними бороться.
И напоследок, разрешите один совет – чаще улыбайтесь свои детям, обнимайте их, поддерживайте, целуйте и говорите, что вы их ЛЮБИТЕ!